Поиск

Икона Марии Магдалины

В рубриках: Новости | Автор: admin 05.02.2009

А вот икона святой мироносице равноапостольной Марии Магдалины.

Обращение «блудницы»
Кто же такая Магдалина? Будучи сестрой Марфы и Лазаря, Мария жила с ними в Вифании, пригороде Иерусалима, в роскошном поместье. В доме имелся большой сад с пещерным гротом. Иисус часто навещал сестер, а те устраивали в честь учителя многолюдные (и не очень) собрания. Так что Вифания была своеобразной штаб-квартирой сначала для «внутреннего», а в последние годы жизни Иисуса и для «внешнего» круга. Дружественная Христу семья принадлежала к элите. Достаточно вспомнить, что ближайшей подругой Магдалины была жена домоправителя Ирода Антипы. Потенциально к высшему обществу принадлежал и Иисус, но он не мог до поры выйти из тени, прекрасно помня о вифлеемской резне, которую учинил из-за него Ирод Великий (предшественник Антипы).
Сопровождая Христа, Магдалина и прочие почитательницы «служили ему», т.е. попросту финансировали учительную деятельность Божьего избранника. Расходы требовались порой весьма внушительные. Грубо говоря, подвижничество группы мироносиц — и их мужей (ибо кто в то время пустил бы шляться по Палестине незамужних евреек?) — сравнимо с финансированием выборной кампании фаворита президентской гонки.
В противовес евангелиям, где подчеркивается аристократизм Магдалины, его ожесточенно отрицают греко-римские и иудейские противники христианства. 
Неприязнь иудеев к «спутнице Господа» (как она названа Евангелием Филиппа) вполне объяснима: они считали христиан еретиками, раскольниками собственной традиции. Но откуда такая горячность у холодновато-снисходительных граждан Вечного города? Все из-за пресловутой аудиенции Магдалины у императора (и сдались же кесарю палестинские крестьянки!). После нее Тиберий пожелал включить Христа в число чтимых богов. Однако римский Сенат воспротивился и провалил голосование. Мария автоматически перешла в разряд non grata.
Заметим, что оппоненты христианства не преминули бы пройтись по поводу «блудного прошлого». Их молчание красноречивей любых доводов защиты.
По свидетельству «Золотой легенды» (католического сборника житий святых), отца Марии звали Сир, а мать — Евхария. Это персидское и греческое имена, поэтому их историчность вызывает сомнение, скорее они намекают на посвященность Магдалины в какой-то культ неиудейского происхождения. Магдалина была весьма образованной и начитанной дамой (на средневековых картинах ее часто можно видеть с книгой) и переметнуться в чужую веру ее заставили сомнения, которые никто из книжников-законников не мог, увы, развеять. С психологической точки зрения Иисус должен был привести какие-то неотразимые аргументы, чтобы прекрасная отступница (а Магдалина была божественно красива) согласилась вернуться в лоно религии. Из Евангелия известно, что коронным аргументом Христа всегда служила его собственная личность. Видимо, Иисус раскрыл Марии тайну царского родословия и своего сыновства Небесному Отцу, после чего она превратилась в его ближайшую и преданнейшую ученицу.
История покаяния Магдалины была широко известна первым христианам. Она-то и стала (приблизительно с VI века) причиной рокового отождествления Марии с блудницей. Среди манускриптов Наг-Хаммади имеется интереснейшее сочинение «Толкование о душе», которое несет отголосок древней мистерии, в ходе которой душа кающегося переживала освобождение от прежних ошибок и радостное обновление. Все это описывается при помощи сексуальной и брачной символики. Пребывая у Отца на небесах, душа имела мужеженскую (андрогинную) природу, а, опустившись в тело, утеряла изначальную целостность, стала женщиной и пошла на панель. Когда она раскаялась, Отец послал ей небесного жениха (Иисус очень часто уподоблял себя жениху) — ее утраченную при падении мужскую половину. Через соединение с ним душа получает новое единство, спасается и возвращается к Небесному Отцу.
Для современной эпохи эти идеи адаптировал Карл Густав Юнг. Психоанализ по Юнгу отличается от психоанализа по Фрейду так же, как «Толкование о душе» от «блудницы»-Магдалины.

Кто она Иисусу, кто Иисус ей?
Тут-то и возникает еще одна проблема, связанная с личностью Магдалины, которая своей щекотливостью стократно дает фору дурно истолкованному рассказу о проститутке. Что насчет брачного чертога в прямом, а не переносном смысле? Мог ли, не будучи женатым, Иисус носить титул «раввина»? И не была ли Мария той самой гипотетической супругой, без наличия которой он не обладал, согласно Закону, правом учить? Путаные головы, романтики от богословия, доходя в своих исследованиях досюда, как правило, спешат объявить Магдалину невестой или (чего мелочиться!) женой Иисуса. Но тут есть серьезные возражения.
Во-первых, прозвище Назорей, которое во исполнение очередного пророчества о Сыне Божием принял Иисус, могло свидетельствовать не только о его поселении в Назарете, но и об определенном обете, назорействе, который он на себя возложил. Назорейство иногда включало воздержание от половых контактов. Кстати, назорейством может объясняться и странная медлительность, которую проявил Иисус, когда его известили о предсмертной болезни Лазаря: назорей не должен присутствовать при чьей-либо кончине. И Марфа и Мария, когда Христос добрался-таки до Вифании, в сердцах выговаривают ему, что, если бы он застал брата еще живым, тот не умер бы.
Правда, с назорейством Христа тоже не все клеится. По Закону Моисееву, взявший обет, обязан воздерживаться от вина, а с Иисусом все наоборот — он демонстративно распивал вино в самой неподходящей компании.
Основная же загвоздка — в природе интимных, но явно не сексуальных отношений между Христом и Магдалиной. «И спутница Сына — это Мария Магдалина, — указывает апостол Филипп. — Господь любил Марию более всех учеников, и Он часто лобзал ее уста. Остальные ученики, видя Его любящим Марию, сказали Ему: «Почему Ты любишь ее более всех нас?» Спаситель ответил им, Он сказал им: «Почему не люблю Я вас, как ее?» Ситуация явно не стыкуется с ролью супруги: можно ли ревновать мужа к жене и что волнительного в том, что он целует последнюю в уста? Однако женатость Христа с ходу не отбросишь: перипетии знаменитой свадьбы в Кане Галилейской, где он и Богоматерь распоряжаются, как на собственном празднике, трудно объяснить с иной позиции. Может, стоит обратить внимание не на саму Марию, а на ее сестру, хлопотливую и малозаметную Марфу, которую выдает слишком приватный тон в общении с Иисусом?
С кем-то из «внутреннего круга» состояла в браке и Мария Магдалина. Вероятнее всего с Иосифом Аримафейским. Вместе с ним, а также Марфой, Лазарем и некоторыми другими лицами, она, по западному преданию, отправилась в Рим, а оттуда в Галлию. С собою члены внутреннего круга везли святой Грааль, сосуд с кровью Иисуса, капавшей с Креста и собранной Марией Магдалиной. Поэтому все изображения Магдалины с сосудом несут двойной подтекст: это и алавастровый сосуд, из которого она помазывала Христа на царство и потир, куда стекала его кровь.
Saint Graal звучит почти как Sang Real («королевская кровь»). Отсюда вера (которую разделял, к примеру, Людовик XI), что Магдалина является родоначальницей Меровингов — первой христианской династии франков, да и вообще христианской династии царей. Важно помнить, что земных родителей Иисуса звали Мария и Иосиф, однако в христианской традиции он считается Сыном Божиим. Поместить в основание своего рода также пару Иосиф — Мария кажется вполне логичным для королей Меровингов, веривших, что власть им вручена Христом по праву рождения. Насколько это правда, можно поинтересоваться у их потомков: говорят, они где-то скрываются до сих пор…


Комментариев нет »

Комментариев пока нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Оставьте комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.