Освоить профессию машиниста можно за семь месяцев.
Почему поезда иногда останавливаются в тоннелях? Что видит машинист из своей кабины? Чтобы открыть секреты, которые волнуют пассажиров метро, репортер газеты вышел в рабочую смену вместе с машинистом Замоскворецкой линии.
52 минуты занимает маршрут следования по Замоскворецкой линии от станции «Красногвардейская» до станции «Речной вокзал».
Мы ждем зеленого сигнала светофора, чтобы выехать из депо.
— За четырнадцать лет работы я в серьезные ЧП ни разу не попадал, — говорит машинист Александр Романенко. Но вот моему коллеге свая крышу вагона пробила: он спас людей и вывел их из тоннеля. Но, к счастью, такие случаи бывают редко.
Каждый километр своего маршрута машинист обязан знать назубок – где подъем, где спуск (дорога под землей тоже неровная), где и насколько скорость прибавить, а когда убавить.
На пульте лежит книжечка с расписанием, которое составлено посекундно. Прибытие и отправление с каждой станции машинист сверяет по часам, которые висят над тоннелем(это очень точные часы, они проверяются три раза в сутки: в 7, 12 и 18 часов).
Подъезжаем к станции «Каширская». Отправление – в 15 часов 32 минуты 51 секунду. И вдруг во тором вагоне пассажир задержал двери, чтобы на поезд успел его друг. Состав отъезжает с опозданием на несколько секунд.
— Вот из-за таких задержек и происходит сбой графика движения всей ветки, — с досадой говорит Александр.
— В результате, чтобы восстановить интервалы, приходится нагонять время на перегоне. А если этого не сделать, то поезд, идущий сзади нас, обязательно остановится, т.к. мы опаздываем, а он следует по графику ( из-за безопасности ему не откроется светофор- он будет красный).
— А можно ли выпасть из вагона, если во время движения откроются двери?
— Нет, конечно! Двери не могут открыться во время движения, потому что так запрограммирована автоматизированная система. Даже, если машинист попытается открыть двери не со стороны перрона, автоматика ему этого сделать не позволит.
— Про нашу работу вообще много слухов ходит, — смеется Александр.
— Про метро-2, про секретные ветки. Я за четырнадцать лет ничего такого не видел, но читать все равно интересно.
Точно по графику — за 52 минуты — мы проезжаем всю Замоскворецкую линию. Рейс туда-обратно по линии на сленге машинистов называется — «баранка».
В Московском метрополитене работают династии машинистов. Так, на Таганско-Краснопресненской ветке эта профессия передается уже в третьем поколении.
КОГО не берут работать машинистом?
Стабильная заработная плата и серьезные социальные льготы машиниста метро привлекают многих. Но уже в школе идет очень серьезный отсев, в основном по медицинским показателям.
Смена машиниста – около 6 часов. На работе надо быть в 4-30(если это утренняя смена), окончание работы бывает и в 2-15(если это ночная смена). Многие ли этот график выдержат? Женщинам, например, такая работа просто запрещена.
Так же в профессии машиниста нечего делать тем, кто не дружит с автоматикой и механикой, увлекается спиртными напитками.