Поиск

Поезд «Сапсан»

В рубриках: Новости | Автор: pan_john 16.01.2010

Поезд “Сапсан” или “Velaro Rus” для России сконструированы на базе стандартной платформы Velaro от крупнейшего немецкого машиностроительного и электротехнического концерна “Siemens”, на которой были изготовлены поезда для Испании — Velaro E, и для Китая — Velaro CRH3. Однако,  «Сапсан» имеет и ряд конструкционных отличий:  

1.         воздухозаборники вынесены на крышу,

 2.         поезд способен будет работать при температуре воздуха до минус 50 градусов,

 3.         салон — шире стандартного европейского почти на 30 см, что связано с шириной российской железнодорожной колеи и, соответственно, габаритом подвижного состава СНГ, который имеет существенные отличия от европейского.

 Максимальная конструктивная скорость поезда составляет 350 км/ч, по российским дорогам скорость поезда ограничена 250 км/ч. Большую часть пути Москва — Санкт-Петербург поезд будет следовать с максимальной скоростью 200 км/ч. И только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, а точнее Мстинским мостом, он по состоянию пути сможет увеличивать скорость до 250 км/ч. Поезд является энергосберегающим, так как в нем применено рекуперативное торможение.

 Технические характеристики поезда САПСАН

 21 ноября 2008 года в моторвагонное депо Санкт-Петербург Московское (ТЧ-10) Октябрьской железной дороги прибыл первый из восьми десятивагонных высокоскоростных электропоездов серии Velaro производства компании «Сименс Транспортные Системы». Данные электропоезда с распределённой тягой планируется использовать на уже существующих линиях Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. Поскольку их внедрение должно производиться максимально гибко, поезда выполняются в двух модификациях – одно — и двухсистемными, для контактной сети 3 кВ постоянного и 25 кВ / 50 Гц переменного тока, соответственно.

 Концепция поездов базируется на платформе Velaro компании «Сименс», которая является усовершенствованной модификацией поездов ICE 3. В настоящее время компания «Сименс» имеет самый обширный опыт создания и эксплуатации высокоскоростных поездов с распределённой тягой. Поезда Velaro RUS приспособлены к условиям эксплуатации в России, а их конструкция учитывает все требования российских стандартов. Наряду с адаптацией под ширину колеи 1520 мм, потребовалось создание соответствующих систем вентиляции и охлаждения, а также использование многочисленных специальных материалов. На поезде по сравнению с ICE 3, установлены дополнительные системы внутреннего и наружного видеонаблюдения, аудио — и другие системы, а некоторые существующие системы, например — система обеспечения безопасности движения, были усовершенствованы.

 Производство кузова первого головного вагона было начато в июне 2007 года.

 Пусконаладочные работы первого поезда, поставленного в Россию, будут производиться преимущественно в депо Санкт-Петербурга. Испытания пройдут на участках между Москвой и Санкт-Петербургом, на экспериментальном кольце ст. Щербинка Московской железной дороги, а также на скоростном полигоне Белореченская – Майкоп Северо-Кавказской железной дороги.

 После завершения испытаний и сертификации, с декабря 2009 года начнутся пассажирские перевозки.

 Четыре поезда предназначены для эксплуатации при сетевом напряжении постоянного тока 3кВ (тип B1), остальные поезда спроектированы для двухсистемной эксплуатации на постоянном токе 3 кВ или переменном токе 25 кВ / 50 Гц (тип B2).

 Основная линия Москва – Санкт-Петербург электрифицирована постоянным током 3 кВ, и её длина составляет 645 км. Максимальная скорость движения на этой линии может составить 250 км/ч. На основании существующих ограничений скорости, запланированное время в пути составит 3.5 часа. Двухсистемные поезда будут курсировать преимущественно на линии Москва – Нижний Новгород длиной 436 км с максимальной скоростью 160 км/ч.

Октябрьская железная дорога

 Время поездки между двумя столицами составляет 3 часа 45 минут (что на 10 минут меньше, чем лучшее время ЭР200 на данной трассе). В дальнейшем планируется сокращать время в пути.

 Обслуживание поездов будет производиться в моторвагонном депо «Санкт-Петербург — Московское» (ТЧ-10), Октябрьской железной дороги, располагающемся в поселке Металлострой.

 Первый поезд Siemens в России сформирован из 10 вагонов. Вагоны «Сапсана» имеют двухклассную компоновку — туристический и бизнес-класс. Проезд в эконом-классе «Сапсана», без питания, обойдётся пассажиру в сумму от 2165,4 до 3594 руб, в бизнес-классе — от 4763,4 до 6671 руб. Стоимость билета варьируется в зависимости от сезонности, дня недели и времени отправления. При использовании электронной карты и при одновременной покупке билетов в двух направлениях предоставляются скидки.

 В связи с запуском поезда «Сапсана» был ликвидирован дневной бюджетный поезд № 23/24 «Юность» Москва — Санкт-Петербург и ряд электропоездов. Этим самым жители Тверской и Новгородской областей были оставлены без дневного сообщения с Москвой и Санкт-Петербургом, что вызвало недовольство у пассажиров.

 Горьковская железная дорога

 Планируется, что время движения по маршруту Москва — Нижний Новгород составит 3 часа 30 минут, при средней скорости 160 км/ч. По пути следования состав будет делать только одну остановку во Владимире. По данным на декабрь 2009 года первый рейс запланирован на 1 июня 2010 год.

 Одним из ранних проектов предусматривалось, что сначала время в пути 3 часа 30 минут будет достигнуто поездами «Буревестник-1» и «Буревестник-2» и только в дальнейшем будут использоваться электропоезда Velaro RUS компании «Сименс». В 2005 году «Буревестник-2» преодолевал расстояние до Москвы за 4 часа 34 минуты, из них 20 минут требовалось на смену локомотива во Владимире.

 В 2007 году началась реализация проекта по модернизации пути с целью повышения скорости движения до 160 км/ч. Для обеспечения безопасности ожидающих и пассажиров других поездов проектом было предусмотрено расширение платформ. В июле 2007 года на встрече с руководством области старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус заявил, что планкой для железнодорожников является время движения 1 час 40 минут. По словам начальника ГЖД Сергея Козырева продолжительность нахождения поезда в пути будет сокращено до 3 часов в 2012 году.

 Согласно проекту на территории ГЖД будет располагаться крытая стоянка для 4 поездов «Сапсан», предназначенных для обслуживания маршрута Москва — Нижний Новгород. Техническое обслуживание поезда будут проходить в моторвагонном депо Горький-Московский. Тестовые испытания на Горьковской железной дороге начались летом 2009 года. Запуск в эксплуатацию приведёт к закрытию грузового движения на участке Нижний Новгород — Москва.

 

•         ГБт — Головной вагон, бизнес-класс, тяговый.

•          ДТ — Дроссельный, туристический класс, прицепной.

•          Т — Туристический класс, прицепной.

•          ТТр — Туристический класс, с трансформатором для переменного тока, прицепной.

•          Тт — Туристический класс, тяговый

•          Та — Туристический класс, аккумуляторный, прицепной.

•          ТаБ — Туристический класс, аккумуляторный, с бистро (ресторан), прицепной.

Благодаря размещению компонентов преобразования тяговой и вспомогательной эксплуатационной мощности в подвагонном пространстве и на крыше поезда “Сапсан”, внутренние объёмы на протяжении всей длины поезда используются исключительно для размещения пассажиров и персонала поезда “Сапсан”.

В зависимости от необходимости машинист может сделать стекло, отделяющее кабину машиниста от пассажирского салона, прозрачным или матовым.

 В средних вагонах поезда “Сапсан” имеются в общей сложности 13 стандартных санузлов. Один универсальный туалет рассчитан на использование пассажирами с ограниченной подвижностью и располагается недалеко от места их размещения в середине поезда.

В среднем вагоне центральной части поезда расположены бистро и купе начальника поезда. В купе начальника поезда находится рабочее место работников охраны.

Вагон с бистро спроектирован как вагон для курящих.

 Климатическая установка, расположенная на крыше в конце каждого вагона поезда “Сапсан”, снабжена системой забора наружного воздуха, в подвагонном пространстве находится устройство для вытяжки воздуха. Благодаря оптимальной подаче и распределению воздуха, климатическая установка обеспечивает комфортное тепло зимой и прохладу летом. Это достигается за счёт того, что в результате переключения воздушных каналов, прохладный воздух летом поступает в вагон со стороны потолка и пола, а зимой нагретый воздух поступает со стороны боковых стен вагона и пола.

 Большие боковые окна в пассажирском салоне (размером 1310 мм x 660 мм) не открываются, они выполнены из травмобезопасного изолирующего стекла и снабжены солнцезащитными жалюзи.

Между окнами расположены крючки для одежды, в восьми вагонах находятся гардеробы для одежды пассажиров. В трёх вагонах установлены автоматы для чистки обуви.

 Внутреннее освещение выполнено непрямым. Это означает, что большая часть лучей направлена на стены

В общих пассажирских салонах всех вагонов имеется свободное пространство, которое может быть использовано для крупного багажа. Над сиденьями пассажирского салона размещены багажные полки.

Все сиденья в пассажирском салоне имеют регулируемые спинки, откидные столики, подлокотники и опоры для ног. На спинках сидений установлены съемные подголовники и сменные защитные платки. Сиденья бизнес-класса имеют кожаную обивку, сиденья туристического класса тканевую.

 Один рейс «Сапсана» будет обслуживать 21 работник: машинист, помощник машиниста, бортинженер, начальник поезда, 9 проводников, кассир, 7 стюардов, из которых 4 — для вагонов бизнес-класса, 2 официанта вагона-бистро и один бармен. Все они прошли специальное обучение в Германии, а также на базе Центра подготовки авиационного персонала ООО «Аэрофлот», где их учили иностранным языкам, оказанию первой медицинской помощи и сервису на борту высокоскоростного поезда, даже с аспектами психологии. Всего укомплектовано 40 локомотивных бригад. Штат поездных бригад поездов «Сапсан» составляет 82 проводника и 7 начальников поездов

История

В мае 2006 года ОАО «Российские железные дороги» и Siemens Transportation Systems подписали соглашение о поставке до конца 2010 года 8 высокоскоростных поездов Velaro, а также об их сервисном обслуживании в течение 30 лет или на пробег не менее 14 млн км. Стоимость контракта на поставку — 276 млн евро, на техническое обслуживание — дополнительно 354,1 млн евро (общая стоимость организации скоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом составит, как ожидается, более 700 млн евро). Они должны прийти на смену скоростным поездам ЭР-200, эксплуатирующимся на линии Санкт-Петербург — Москва с середины 70-х годов, а в дальнейшем будет также использоваться для скоростного сообщения на линии Москва — Нижний Новгород. Затем планируется организация движения в направлении Самары, Сочи и Курска.

 Будут поставлены поезда следующих типов:

•          односистемный поезд на постоянном токе напряжением 3 кВ (версия B1) для эксплуатации на линии Санкт-Петербург — Москва;

•          двухсистемный поезд (двойного питания) на постоянном токе напряжением 3 кВ и на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50 Гц (версия B2) для эксплуатации на линии Санкт-Петербург[источник?] — Москва — Нижний Новгород;

Японская металлургическая компания «Ниппон Стил» ((англ.) Japan Steel Works) осуществит поставку рельсов в объёме 20,15 тыс. тонн для организации высокоскоростного движения на Октябрьской железной дороге (в июле ОАО «РЖД» получило 5 тыс. тонн этой продукции из Японии).

Для руководства этим направлением в ОАО «РЖД» создан специализированный филиал — Дирекция скоростного сообщения (в дальнейшем Дирекция будет осуществлять работы по запуску скоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом, Санкт-Петербургом и Хельсинки, а также увеличением скоростей на уже действующих направлениях).

30 июля 2009 года «Сапсан» совершил первую полную демонстрационную поездку из Москвы в Санкт-Петербург. Регулярное сообщение на линии Санкт-Петербург — Москва открылось 17 декабря 2009 года.

Хронология событий

•          Электропоезд Сапсан в депо на ремонтной позиции20 июля 2007 года — в Германии (Крефельд-Юрдинген) состоялась торжественная церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда Velaro RUS.

•          24 сентября 2008 года — созданный для России немецкой компанией Siemens скоростной поезд «Сапсан» представлен на Международной транспортной выставке в Берлине.

•          13 ноября 2008 года состав погружен в порту Мукран (Германия) на паром «Vilnius» и 14 ноября прибыл в российский порт Балтийск, 20 ноября паром с поездом прибыл в порт Усть-Луга, откуда он транспортирован по железной дороге в депо «Металлострой» Октябрьской железной дороги.

•          26 декабря 2008 года — в Санкт-Петербурге прошло представление первого электропоезда «Сапсан» производства германской компании Siemens.

•          15 марта 2009 года — первый пробный прогон поезда «Сапсан» по маршруту Санкт-Петербург — Москва.

•          2 мая 2009 года — в ходе испытаний на участке Окуловка — Мстинский мост Октябрьской железной дороги он развил скорость 281 км/ч.

•          7 мая 2009 года — «Сапсан» в ходе предэксплуатационных испытаний на линии Москва — Санкт-Петербург развил рекордную (для России, на тот момент) скорость 290 км/ч.

•          30 июля 2009 года — «Сапсан» совершил первую полную демонстрационную поездку из Москвы в Санкт-Петербург. В ходе демонстрационной поездки поезд сделал только одну остановку — на станции Любань.

•          В начале сентября 2009 года один из поездов «Сапсан» принял участие в выставке «EXPO 1520» в Щербинке.

•          В конце сентября стало известно, что эксплуатация поезда с пассажирами начнётся 18 декабря 2009 года. Стало известно расписание поездов.

•          14 ноября 2009 года — президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что поезда «Сапсан» начнут курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом с 11 декабря 2009 года.

•          20 ноября 2009 года — началась продажа билетов на рейсы Москва — Санкт-Петербургом поезда «Сапсан» (первый отправился из Москвы 17 декабря 2009 года)

•          В ночь с 27 на 28 ноября 2009 года — «Сапсан» доставил бригаду спасателей к месту крушения поезда «Невский экспресс» и эвакуировал пострадавших пассажиров.

•          14 декабря поезд «Сапсан» получил сертификат соответствия нормам безопасности Росийской Федерации.

•          17 декабря 2009 года в 19:00 поезд отправился в свой первый коммерческий рейс из Москвы в Санкт-Петербург, куда прибыл в 22:45.

•          18 декабря началось регулярное движение поезда между Москвой и Санкт-Петербургом по расписанию (3 пары в сутки: утром днем и вечером). С этого же дня было изменено расписание поездов на Главном ходу Октябрьской железной дороги и ликвидирован поезд 23/24 и ряд электропоездов пригородного сообщения.

•          21 декабря первое опоздание «Сапсана» в коммерческой эксплуатации на 42 минуты — из-за отказа двух конденсаторов во втором вагоне.

•          25 декабря на станции Балтийск состоялась выгрузка восьмого поезда «Сапсан», доставленного из Германии железнодорожным паромом «Вильнюс». На 30 декабря, после прохождения таможенного оформления, была запланирована погрузка на железнодорожный паром «Балтийск» и отправка в порт Усть-Луга.

•          в декабре завершались испытания поезда на Горьковской железной дороге.

Фотографии