Поиск

Без правил.Социальный экперимент

В рубриках: Законы дороги | Автор: admin 20.02.2009

Смогут ли улицы существовать без правил? Семь европейских го¬родов провели эксперимент — и результаты оказались на удивление хорошими!
«Мы отрицаем любую форму закона», — так когда-то утверждал русский аристократ и «отец анархизма» Михаил Бакунин. Царь выслал его это в Сибирь. Но, похоже, сейчас его идеи оценили по достоинству.

Новая модель
Организаторы дорожного движения в Европе мечтают об улицах, свободных от правил и директив. Им хотелось бы, чтобы общение водителей и пешеходов было дружеским, свободным и «челове­ческим» и состояло из дружеских жестов, кивков и «зрительного контакта»; без угроз и запретов, ограничений и предупреждаю­щих знаков.  
Семь европейских городов и регионов приняли участие в инте­ресном эксперименте — полной отмене знаков дорожного движения. В их числе: Эджби (Дания), Ипсвитч (Англия), бель­гийский городок Остэнде. В Маккинге, голландской провинции, утопия уже стала реальностью: на дорожном знаке при въезде в город (1000 жителей) вы сможете прочитать ‘^егкеегзЬогскп)» — свободен от дорожных знаков. Машины неспешно тарахтят по старинной гранитной брусчатке; нигде нет ни знаков, указы­вающих направление, ни знаков, предписывающих остановить­ся. Отсутствуют также и ограничения по парковке, да и вообще какая-либо разметка на дорогах.

В тисках указателей
«Среди множества правил теряется одна важная вещь — способ­ность принимать решения. Мы теряем способность быть соци­ально ответственными, — считает голландский трафик-гуру Ханс Мондерман, один из отцов-основателей проекта, — Чем больше указаний мы получаем, тем меньше наша готовность быть ответ­ственными за свои действия».
Можно утверждать, что слова Мондермана не лишены здравого смысла. В Германии существует 648 дорожных знаков. Небольшие городки переполнены разноцветными металлическими табличками с разнообразными указаниями: здесь не паркуйтесь, там будьте внимательны, чтобы не наехать на оленя, убедитесь в том, что вы пристёгнуты. В лесу плотность знаков ещё больше. В общем, по всей Германии расставлено около 20-ти миллионов знаков. Психологи уже давно говорят о бессмысленности такого огром­ного количества указаний. Около 70% дорожных знаков водите­ли попросту игнорируют. Даже больше — запреты дразнят водителей, словно маленьких детей, и единственный ощутимый эф­фект — ещё большая тяга к нарушениям. Водитель может остановиться перед пешеходным переходом, но это только побуждает его не пропускать пешеходов в других случаях. Каждый свето­фор подмигивает жёлтым, предлагая поднажать на газ и проско­чить-таки перекрёсток.

Небезопасное безопасно
Результат — водители задыхаются в тесном корсете из разнообраз­ных указаний, и у них вырабатывается так называемое «туннель­ное» зрение. Водители постоянно находятся в поиске личной выгоды, а хорошие манеры давно отправили через выхлопную трубу. Новая модель организации дорожного движения апеллирует к вере в то, что единственный способ разорвать этот порочный круг — дать водителям больше свободы. Это, в свою очередь, должно стимулировать их способность отвечать за свои поступки. Новая модель дорожного движения — это современные водите­ли и пешеходы, которые вместе передвигаются по городу в од­ном разноцветном и мирном потоке.
Это может звучать как хаос, но это только урок, которому учит нас психология  дороги — водители давят на газ только в ситуации, когда их окружают чёткие указания. Когда ситуация неопределенна, носителям приходится быть более сознательными и осторожными.


Комментариев нет »

Комментариев пока нет.

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Оставьте комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.